Самая натуральная грань.
Сегодня речь пойдёт о последнем из трёх наиболее значимых представителей школы студийной мебели. Возможно, именно эти трое и обозначили данное направление, сформировали относительно чёткое его видение в современном мире. Но гораздо важнее то, что их работы прошли испытание временем столь бурным, как в плане смены главенствующих стилей и идеологии, так и практически полярном изменении класса потребителей. И прошли, безусловно, блестяще, записав своих авторов в списки классиков столярного дела и дизайна мебели.
Вы, наверняка, периодически встречаете на фотографиях интерьеров роскошных* лофтов, да и множества других модных стилей, предметы мебели, в которых использованы пиломатериалы, миновавшие ту стадию обработки, которая дала бы им гордое звание "обрезные"(edged board). Именно так самые интересные спилы, вместо привычного погонажа становятся уникальными предметами интерьера.
В наши дни, когда огромное количество уже оформившихся стилей, в сочетании с неутомимым развитием технологий, создалют столь сумасшедшие переплетения, кажется не так важно, где же берёт начало то, что уже так понятно, но до сих пор сверхсовременно.
Встречается множество попыток каким-то образом претендавать на звание первопроходца в направлении Natural edge**, но, всё же, человеком, первым полноценно интегрировавшим то, что было свойственно сельской и этнической мебели в современный интерьер, был Джордж Накашима(George Nakashima 1905-1990).
Рождённый в Спокан, штат Вашингтон, первый сын репортёра*** увлекается архитектурой и в 30х годах получает сначала степень бакалавра архитектуры Вашингтонского Университета, а затем магистра Массачусетского технологического****. После обучения, молодой архитектор занимается настенной живописью и дизайном в Нью-Йорке, но недолго - уже в 1931 году юноша продаёт машину и отправляется путешествовать. Насладившись богемной жизнью Парижа, Накашима отправляется в Африку, а затем на историческую родину - в Японию. В Токио он примыкает к архитектурному бюро Антонина Раймона и активно изучает тонкости японской архитектуры и дизайна. В 1937 году в Индии Накашима участвует в постройке религиозных зданий***** и именно в тот период появляются первые столярные пробы.
В 1940, уже в Сиэтле, открывается небольшая столярная мастерская - пока что в ней работает только Джордж. Но начинается Вторая Мировая Война и в 1942 году, как и все американцы Японского происхождения, его с женой отправляют в лагерь в Айдахо, где он встречает Gentaro Hikogawa - столяра, обучавшегося в традиционной японской столярной школе. Под его опекой, Накашима постигает работу с классическим ручным инструментом, осваивает методы и технологии производства мебели. Всё это происходит со свойственной японцам дисциплиной, терпением и постоянным стремлением к совершенству. В 1943м году, наконец, потенциал, уже столяра, Накашимы находит пути реализации - Раймон предлагает мастерскую для экспериментов (на собственной ферме) и заказ от и ныне существующей компании Knoll. И именно в нём Накашима и начинает использовать необработанный край.****** Затем следуют заказы для Нельсона Рокфеллера, интерьеры Колумбийского университета, многих церквей, "Алтари мира" - столы из гигантских спилов ореха, которые Накашима хотел распределить по всему миру, один из них находится в Российской Академии Художеств, и теперь, предметы Джорджа Накашимы представляет музейную ценность, и входят в самые значимые коллекции мира.
Сегодня натуральную грань используют многие, но большинство гонится за номинальной оценкой изделия. Идея перерастает в поиск самого необычного спила, а иногда и просто в слепое копирование изделий 50ти летней давности с упрощением тенологии и геометрии.
И потому Накашима гениален, что использовал столь выгодный приём не в качестве формирующего эффектный образ, а как инструмент для того, чтобы сформировать образ тонкий.
* И не очень.
**Натуральная грань, Live Edge.
*** И потомка самураев
**** MIT!!!
***** Во время "индийского" периода происходят интересные ментальные метаморфозы героя, о которых писать сложно, в силу сомнительных источников информации.
****** Некоторые модели этой коллекции до сих пор.
http://www.youtube.com/watch?v=Az014_YkDQ0